Свадьба в Индии

Продолжаю делиться заметками из экспедиций. Из закромов). Это была одна из первых экспедиций (2013 год, Ришикеш и предгорья Гималаев). Там довелось наблюдать и почти участвовать в традиционной индийской свадебной церемонии. Потом я еще собрал информацию по этой светлой теме — получился интересный материал. Вам понравится!

Тренинг-экспедиция в Индию. Индийская свадьба.

Все гремело! Хотя вся процессия происходила в другом районе города, у нас в отеле все было отчетливо слышно.

Музыка врезалась в уши – звуки песен, барабана, саранги*, народ хлопал в ладоши, подпевал, смеялся – все это сливалось в неповторимое ощущение праздничного действа. По улице шел праздник! Мы не смогли быть в стороне, стало ужасно любопытно, что там происходит. И хотя уже было поздно, мы собрались и отправились в направлении звука.

Постепенно довольно пустынная улица с уже закрытыми кафе и многочисленными торговыми лавками превратилась в оживленную, а звуки музыки значительно усилились. Люди на улице двигались в одном направлении. Тут были Индусы и немного европейцев. Смех, гомон, радость, улыбки…

Оказалось, что по улице двигается свадебная процессия, очень интересно организованная. Сначала взгляд привлекли странные осветительные приборы. Несколько мужчин гордо несли над головой палки, к которым по периметру были приделаны крупные светящиеся плафоны. Эти яркие и видимо тяжелые светильники озаряли дорогу, по которой поступательно ехала уникальная звуковая установка… Люди толкали электрический генератор на колесах, который давал возможность работать большой музыкальной колеснице… Иначе ее и не назовешь! Повозка шириной и длиной со средний автомобиль, и высотой метра 3 была оборудована огромными и мощными динамиками в виде рупоров, из которых и гремела музыка. Эта музыкальная шкатулка была украшена пластиковыми и вырезанными из жести цветами, фигурками индуистских богов, разноцветными лентами, флажками, наклейками. Рядом с этой колесницей находиться было почти невозможно. Можно оглохнуть.

Сейчас колесница была эпицентром праздника. Вокруг нее танцевало множество народу, причем было совершенно ясно, что танцуют и поют в такт музыки, не только гости этой свадьбы, но и вся улица, а то и пол города. Радовались все! Громкая музыка, песни и крики толпы – как-то неумолимо воздействовали и настраивали на особое настроение. В тебя как будто вдалбливали, что сейчас время танцевать и радоваться, «Смотри какой яркой и громкой может быть жизнь! Давай ка празднуй ее вместе с нами!»

Народ зажигал! Ни на каких других свадьбах я такого не видел. Люди притопывали и прихлопывали, танцевали по одиночке, парами, группами. При этом никто не был пьян или обкурен. Между танцующими с криками проносились индийские дети, которые умудрялись одновременно танцевать и играть в салочки. Двигаясь по улице, эта шумная процессия постепенно достигла места, где ей пришлось остановиться.

Слева стоял огромный шатер из белой ткани, предназначенный для таких торжеств. Войти в него можно было только через большую арку, с которой свисали нарядные, разноцветные куски ткани. Около арки народ толпился так плотно, что разглядеть то, что происходило в шатре не представлялось возможным. Не смотря на толчею мне удалось пробраться довольно близко ко входу, там еще была каменная ступенька, на которую я и встал, чтобы лучше все увидеть.

Через некоторое время наблюдения, а также вспоминая рассказы об Индийских традициях стало понятно, что люди у входа – это близкие родственники невесты. Кстати основная нагрузка по организации свадьбы традиционно ложится на семью невесты, так уж принято. И деньги на такую свадьбу копят полжизни. Так вот из общей толпы выделялся крепкий индус лет 45 в коричневом пиджаке – скорее всего отец невесты, он еще часто отдавал распоряжения, выходящим из шатра людям. Рядом с ним стояла маленькая пожилая индианка в нарядном розовом сари – мама невесты. Там же был очень-очень важный человек в белом одеянии и очках – Служитель-Брахман, держащий в руках венки из оранжевых цветов, а также поднос, на котором лежали лепестки тех же цветов и стояла маленькая чаша с темным густым маслом.

Я перевел взгляд на танцующую толпу и увидел, что люди расступились и в направлении шатра по дороге следует процессия жениха… Жених был одет в длинный белый сюртук застегнутый под горло, называемый шервани. На голове красочный тюрбан, лицо было скрыто за подвесками из белых бусин. Герой восседал на украшенном белом скакуне, окруженном родней жениха.

Тренинг-экспедиция в Индию "Источник внутренней силы"

Когда я снова посмотрел на вход в шатер и встречающих жениха людей, то с удивлением увидел там нашего участника экспедиции Рому. Он стоял совсем рядом с отцом невесты и радостно улыбался. Прямо член индийской семьи! Как будто свою сестру замуж выдает, подумал я. Как органично он вписался, я не удивлюсь, если ему сейчас наденут венок из оранжевых цветов, предложат обнять жениха и препроводить его в шатер, а потом еще и невесту встретить. Ай молодец, умеют же русские оказаться в нужное время и в нужном месте! Но все же зачем он туда пробрался?

Кажется, теперь понятно, что, вернее кто заставил Рому протиснуться ближе. За отцом и матерью невесты, ближе вглубь шатра стояла ослепительно красивая молодая индианка в черном, расшитом блестками обтягивающем платье с длинными рукавами. На голове она держала какой-то совершенно неведомый цветок в маленьком кувшинчике. Это была невероятно красивая и загадочная картина – просто глаз не отвести.

И вот к шатру подъезжает жених в окружении сопровождающих. Самостоятельно слезать с лошади он не должен, его снимает мужчина и на руках подносит к отцу и матери невесты. Мать, отец, брамин и еще целая куча людей по очереди надевают на шею жениха оранжевые венки, только после этого его опускают на землю.

Тренинг-экспедиция в Индию "Источник Внутренней Силы"

Брамин совершает некий обряд, который длится минут 10. Он читает молитвы, окуривает благовониями жениха и родителей невесты. Ставит маслом на лоб жениха точку, тилак – который будет защищать его от зла. Потом жениха снова подхватывают на руки и несут в шатер, за ним входят все родственники и друзья.

В шатер можно было зайти почти всем желающим с улицы, что меня удивило. Он был открыт для всех! Внутри шатра на красивом троне сидел жених в ожидании своей суженой. Потом мы ушли и что было дальше мы не видели, но когда узнали больше о традиционной свадьбе, смогли себе представить весь процесс…

Еще немного об Индийской свадьбе

Свадебный ритуал севера Индии восходит еще к Ведам, древнейшим священным писаниям Индуизма (4-5 тыс. лет до н.э.). И похоже, что этот ритуал не сильно изменился за последние несколько тысяч лет, со времен господства арийской культуры. Свадьба — это наиболее важный момент в жизни Индуса и к нему готовятся неимоверно серьезно и благоговейно, еще бы, ведь считается, что свадьба связывает души мужчины и женщины на целых 7 последующих жизней.

До сих пор на выбор жены или мужа оказывают очень сильное влияние родители. А раньше выбора у молодых особо и не было – родители заранее решали, кто будет спутником их жизни, пока они были еще детьми. Традиция гласит, что подбору пары поможет также специальный гороскоп, который предскажет, как лучше избежать разногласий и учесть разность характеров молодых.

Свадьба на всех ее этапах изобилует ритуалами, которым нужно неукоснительно следовать дабы создать сакральную базу для будущей счастливой совместной жизни.

За 2 недели до самой свадьбы проходит ритуал поклонения Ганеше, богу мудрости и процветания. Его просят быть благосклонным ко всему свадебному обряду. И он благословляет сам процесс. Остальные дни до самой свадьбы семьи жениха и невесты продолжают поклоняться Ганеше.

Следующая церемония, о которой стоит сказать это знаменитый обряд Сухагин. Женщины из обеих семей собираются в доме невесты и своими молитвами восхваляют всех женщин, умерших (!) раньше своих мужей и таким образом выполнивших свой священный долг жены до конца. Веды гласят, что успех, долголетие и здоровье мужа находятся в руках жены. Жена всегда должна быть учтива, не проявлять печали или гнева. Всегда быть веселой и красиво одетой, чтобы радовать ухо и глаз мужчины. Все это она должна делать до самого своего смертного одра, чтобы муж здравствовал. Сухагин означает — жена, которая умерла раньше мужа, а муж продолжал здравствовать! И вот если женщина умирала раньше мужа, т.е как сухагин, ее ожидали почести, перед кремацией ее одевали в яркое новое сари, руки украшали браслетами, о стопы покрывали красной краской. А вот если муж покидал мир первым… Но об этом позже.

Одно из названий основного свадебного ритуала — Джай Мала. Он происходит внутри шатра для свадьбы. Пока жених, сидя на троне внутри шатра ожидает невесту, брамин разводит жертвенный огонь (сначала возжигается сухой коровий навоз для очистки пространства, а потом огонь поддерживается с помощью веток сандала), около которого произойдет обряд. Когда прибудет невеста брамин прочитает молитву, а жених и невеста торжественно обменяются гирляндами, повесят их на шею друг другу в знак вечной любви и верности. Кстати, похожий ритуал обмена и украшения головы цветочными венками был и у древних славян.

Узоры из хны — Мехенди.

Завершающим обычно является ритуал Агни Париная – обход священного огня по часовой стрелке 4 раза, что символизирует главные цели человеческой жизни, в соответствии с ведическими традициями: Дхарму (добродетель, соблюдение универсальных законов бытия), Артху (достижение славы, богатства, получение знаний, обретение высокого социального положения), Каму (обретение физических и эмоциональных наслаждений), Мокшу (освобождение из круговорота рождений и смертей). Под чтение молитв жених берет правой рукой правую руку невесты и ведет ее за собой первые 2 круга вокруг огня, третий круг уже невеста ведет за собой жениха, четвертый круг происходит снова под предводительством мужчины. Вот теперь они муж и жена! Их души сплелись вместе и будут двигаться к одной цели.

Интересно как выглядит невеста? Веды предписывают невесте одеваться и выглядеть определенным образом. Свадебное платье должно быть красного цвета. Хотя в разных областях Индии оно может быть и бордового, оранжевого и даже зеленого. Но красный цвет преобладает! Как тут не вспомнить и наши русские присказки «красна девица» — одеяние невесты у древних славян тоже было красным. «Красна девица» означает – красоту, чистоту, невинность, подобно невесте, одетой в красное.

Волосы невесты умащивают душистыми маслами и затем заплетают в косу, которую украшают цветочными гирляндами и часто ювелирными украшениями. В соответствии с древними ведическими традициями благочестивая женщина должна иметь длинные волосы, заплетенные в косу (расплетать волосы женщина может лишь во время совершения омовений и в моменты интимной близости с супругом).

Затем наносится ярко черная подводка для глаз (Каджал), что делает взгляд невероятно привлекательным и таинственным. Потом ставится красная точка на лоб — сакральный символом замужней женщины, иногда от этой точки наносят белый узор, расходящийся к бровям. К левой ноздре прикрепляется колечко Натх, которое также является символом замужней женщины.

Серьги невесты также примечательны, особенно в знатных семьях они богато инкрустированы драгоценными камнями и от этого довольно увесисты. На шею одевается свадебное ожерелье Хаар, которое во многих семьях передается по наследству и по возможности также должно быть из золота, украшенного драгоценными камнями.

Свадебный пояс Камербанд, поддерживающий свадебный наряд по богатству не сильно уступает ожерелью и тоже выполнен из серебра, а лучше золота и отделан камнями.  На руки надеваются красивые браслеты одни выше локтя, а другие на запястье. Те, которые на запястье должны быть красного цвета. На большом пальце руки можно часто заметить интересное кольцо – это кольцо-зеркальце, которое помогает невесте увидеть собственную неотразимость в любой момент.

Надеваются также и серебряные ножные браслеты с маленькими колокольчиками, которые издают нежный звон в такт шагам невесты. Стоит вспомнить еще об одной специфической детали – это многочисленные красивейшие узоры из хны (Мехенди), которые наносят на руки и ноги невесты. Процедура нанесения узорчатого рисунка может занимать несколько часов и является неотъемлемой частью свадебных приготовлений.

Фото не из нашей экспедиции, размещены для настроения). Но суть передают.

 


Понравился материал? Поделитесь им в соцсетях!

Василий Ильин

Психолог, бизнес-тренер.
Провел более 5000 часов тренингов, консультаций и лекций.
Автор уникальных тренингов-экспедиций в Индию, Гималаи, Тибет, Непал, Андаманские острова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.