Продолжаю делиться заметками из экспедиций. Из закромов). Это была одна из первых экспедиций (2013 год, Ришикеш и предгорья Гималаев). Там довелось наблюдать и почти участвовать в традиционной индийской свадебной церемонии. Потом я еще собрал информацию по этой светлой теме — получился интересный материал. Вам понравится!
Все гремело! Хотя вся процессия происходила в другом районе города, у нас в отеле все было отчетливо слышно.
Музыка врезалась в уши – звуки песен, барабана, саранги*, народ хлопал в ладоши, подпевал, смеялся – все это сливалось в неповторимое ощущение праздничного действа. По улице шел праздник! Мы не смогли быть в стороне, стало ужасно любопытно, что там происходит. И хотя уже было поздно, мы собрались и отправились в направлении звука.
Постепенно довольно пустынная улица с уже закрытыми кафе и многочисленными торговыми лавками превратилась в оживленную, а звуки музыки значительно усилились. Люди на улице двигались в одном направлении. Тут были Индусы и немного европейцев. Смех, гомон, радость, улыбки…
Оказалось, что по улице двигается свадебная процессия, очень интересно организованная. Сначала взгляд привлекли странные осветительные приборы. Несколько мужчин гордо несли над головой палки, к которым по периметру были приделаны крупные светящиеся плафоны. Эти яркие и видимо тяжелые светильники озаряли дорогу, по которой поступательно ехала уникальная звуковая установка… Люди толкали электрический генератор на колесах, который давал возможность работать большой музыкальной колеснице… Иначе ее и не назовешь! Повозка шириной и длиной со средний автомобиль, и высотой метра 3 была оборудована огромными и мощными динамиками в виде рупоров, из которых и гремела музыка. Эта музыкальная шкатулка была украшена пластиковыми и вырезанными из жести цветами, фигурками индуистских богов, разноцветными лентами, флажками, наклейками. Рядом с этой колесницей находиться было почти невозможно. Можно оглохнуть.
Сейчас колесница была эпицентром праздника. Вокруг нее танцевало множество народу, причем было совершенно ясно, что танцуют и поют в такт музыки, не только гости этой свадьбы, но и вся улица, а то и пол города. Радовались все! Громкая музыка, песни и крики толпы – как-то неумолимо воздействовали и настраивали на особое настроение. В тебя как будто вдалбливали, что сейчас время танцевать и радоваться, «Смотри какой яркой и громкой может быть жизнь! Давай ка празднуй ее вместе с нами!»
Народ зажигал! Ни на каких других свадьбах я такого не видел. Люди притопывали и прихлопывали, танцевали по одиночке, парами, группами. При этом никто не был пьян или обкурен. Между танцующими с криками проносились индийские дети, которые умудрялись одновременно танцевать и играть в салочки. Двигаясь по улице, эта шумная процессия постепенно достигла места, где ей пришлось остановиться.
Слева стоял огромный шатер из белой ткани, предназначенный для таких торжеств. Войти в него можно было только через большую арку, с которой свисали нарядные, разноцветные куски ткани. Около арки народ толпился так плотно, что разглядеть то, что происходило в шатре не представлялось возможным. Не смотря на толчею мне удалось пробраться довольно близко ко входу, там еще была каменная ступенька, на которую я и встал, чтобы лучше все увидеть.
Через некоторое время наблюдения, а также вспоминая рассказы об Индийских традициях стало понятно, что люди у входа – это близкие родственники невесты. Кстати основная нагрузка по организации свадьбы традиционно ложится на семью невесты, так уж принято. И деньги на такую свадьбу копят полжизни. Так вот из общей толпы выделялся крепкий индус лет 45 в коричневом пиджаке – скорее всего отец невесты, он еще часто отдавал распоряжения, выходящим из шатра людям. Рядом с ним стояла маленькая пожилая индианка в нарядном розовом сари – мама невесты. Там же был очень-очень важный человек в белом одеянии и очках – Служитель-Брахман, держащий в руках венки из оранжевых цветов, а также поднос, на котором лежали лепестки тех же цветов и стояла маленькая чаша с темным густым маслом.
Я перевел взгляд на танцующую толпу и увидел, что люди расступились и в направлении шатра по дороге следует процессия жениха… Жених был одет в длинный белый сюртук застегнутый под горло, называемый шервани. На голове красочный тюрбан, лицо было скрыто за подвесками из белых бусин. Герой восседал на украшенном белом скакуне, окруженном родней жениха.
Когда я снова посмотрел на вход в шатер и встречающих жениха людей, то с удивлением увидел там нашего участника экспедиции Рому. Он стоял совсем рядом с отцом невесты и радостно улыбался. Прямо член индийской семьи! Как будто свою сестру замуж выдает, подумал я. Как органично он вписался, я не удивлюсь, если ему сейчас наденут венок из оранжевых цветов, предложат обнять жениха и препроводить его в шатер, а потом еще и невесту встретить. Ай молодец, умеют же русские оказаться в нужное время и в нужном месте! Но все же зачем он туда пробрался?
Кажется, теперь понятно, что, вернее кто заставил Рому протиснуться ближе. За отцом и матерью невесты, ближе вглубь шатра стояла ослепительно красивая молодая индианка в черном, расшитом блестками обтягивающем платье с длинными рукавами. На голове она держала какой-то совершенно неведомый цветок в маленьком кувшинчике. Это была невероятно красивая и загадочная картина – просто глаз не отвести.
И вот к шатру подъезжает жених в окружении сопровождающих. Самостоятельно слезать с лошади он не должен, его снимает мужчина и на руках подносит к отцу и матери невесты. Мать, отец, брамин и еще целая куча людей по очереди надевают на шею жениха оранжевые венки, только после этого его опускают на землю.
Брамин совершает некий обряд, который длится минут 10. Он читает молитвы, окуривает благовониями жениха и родителей невесты. Ставит маслом на лоб жениха точку, тилак – который будет защищать его от зла. Потом жениха снова подхватывают на руки и несут в шатер, за ним входят все родственники и друзья.
В шатер можно было зайти почти всем желающим с улицы, что меня удивило. Он был открыт для всех! Внутри шатра на красивом троне сидел жених в ожидании своей суженой. Потом мы ушли и что было дальше мы не видели, но когда узнали больше о традиционной свадьбе, смогли себе представить весь процесс…
Еще немного об Индийской свадьбе
Свадебный ритуал севера Индии восходит еще к Ведам, древнейшим священным писаниям Индуизма (4-5 тыс. лет до н.э.). И похоже, что этот ритуал не сильно изменился за последние несколько тысяч лет, со времен господства арийской культуры. Свадьба — это наиболее важный момент в жизни Индуса и к нему готовятся неимоверно серьезно и благоговейно, еще бы, ведь считается, что свадьба связывает души мужчины и женщины на целых 7 последующих жизней.
До сих пор на выбор жены или мужа оказывают очень сильное влияние родители. А раньше выбора у молодых особо и не было – родители заранее решали, кто будет спутником их жизни, пока они были еще детьми. Традиция гласит, что подбору пары поможет также специальный гороскоп, который предскажет, как лучше избежать разногласий и учесть разность характеров молодых.
Свадьба на всех ее этапах изобилует ритуалами, которым нужно неукоснительно следовать дабы создать сакральную базу для будущей счастливой совместной жизни.
За 2 недели до самой свадьбы проходит ритуал поклонения Ганеше, богу мудрости и процветания. Его просят быть благосклонным ко всему свадебному обряду. И он благословляет сам процесс. Остальные дни до самой свадьбы семьи жениха и невесты продолжают поклоняться Ганеше.
Следующая церемония, о которой стоит сказать это знаменитый обряд Сухагин. Женщины из обеих семей собираются в доме невесты и своими молитвами восхваляют всех женщин, умерших (!) раньше своих мужей и таким образом выполнивших свой священный долг жены до конца. Веды гласят, что успех, долголетие и здоровье мужа находятся в руках жены. Жена всегда должна быть учтива, не проявлять печали или гнева. Всегда быть веселой и красиво одетой, чтобы радовать ухо и глаз мужчины. Все это она должна делать до самого своего смертного одра, чтобы муж здравствовал. Сухагин означает — жена, которая умерла раньше мужа, а муж продолжал здравствовать! И вот если женщина умирала раньше мужа, т.е как сухагин, ее ожидали почести, перед кремацией ее одевали в яркое новое сари, руки украшали браслетами, о стопы покрывали красной краской. А вот если муж покидал мир первым… Но об этом позже.
Одно из названий основного свадебного ритуала — Джай Мала. Он происходит внутри шатра для свадьбы. Пока жених, сидя на троне внутри шатра ожидает невесту, брамин разводит жертвенный огонь (сначала возжигается сухой коровий навоз для очистки пространства, а потом огонь поддерживается с помощью веток сандала), около которого произойдет обряд. Когда прибудет невеста брамин прочитает молитву, а жених и невеста торжественно обменяются гирляндами, повесят их на шею друг другу в знак вечной любви и верности. Кстати, похожий ритуал обмена и украшения головы цветочными венками был и у древних славян.
Завершающим обычно является ритуал Агни Париная – обход священного огня по часовой стрелке 4 раза, что символизирует главные цели человеческой жизни, в соответствии с ведическими традициями: Дхарму (добродетель, соблюдение универсальных законов бытия), Артху (достижение славы, богатства, получение знаний, обретение высокого социального положения), Каму (обретение физических и эмоциональных наслаждений), Мокшу (освобождение из круговорота рождений и смертей). Под чтение молитв жених берет правой рукой правую руку невесты и ведет ее за собой первые 2 круга вокруг огня, третий круг уже невеста ведет за собой жениха, четвертый круг происходит снова под предводительством мужчины. Вот теперь они муж и жена! Их души сплелись вместе и будут двигаться к одной цели.
Интересно как выглядит невеста? Веды предписывают невесте одеваться и выглядеть определенным образом. Свадебное платье должно быть красного цвета. Хотя в разных областях Индии оно может быть и бордового, оранжевого и даже зеленого. Но красный цвет преобладает! Как тут не вспомнить и наши русские присказки «красна девица» — одеяние невесты у древних славян тоже было красным. «Красна девица» означает – красоту, чистоту, невинность, подобно невесте, одетой в красное.
Волосы невесты умащивают душистыми маслами и затем заплетают в косу, которую украшают цветочными гирляндами и часто ювелирными украшениями. В соответствии с древними ведическими традициями благочестивая женщина должна иметь длинные волосы, заплетенные в косу (расплетать волосы женщина может лишь во время совершения омовений и в моменты интимной близости с супругом).
Затем наносится ярко черная подводка для глаз (Каджал), что делает взгляд невероятно привлекательным и таинственным. Потом ставится красная точка на лоб — сакральный символом замужней женщины, иногда от этой точки наносят белый узор, расходящийся к бровям. К левой ноздре прикрепляется колечко Натх, которое также является символом замужней женщины.
Серьги невесты также примечательны, особенно в знатных семьях они богато инкрустированы драгоценными камнями и от этого довольно увесисты. На шею одевается свадебное ожерелье Хаар, которое во многих семьях передается по наследству и по возможности также должно быть из золота, украшенного драгоценными камнями.
Свадебный пояс Камербанд, поддерживающий свадебный наряд по богатству не сильно уступает ожерелью и тоже выполнен из серебра, а лучше золота и отделан камнями. На руки надеваются красивые браслеты одни выше локтя, а другие на запястье. Те, которые на запястье должны быть красного цвета. На большом пальце руки можно часто заметить интересное кольцо – это кольцо-зеркальце, которое помогает невесте увидеть собственную неотразимость в любой момент.
Надеваются также и серебряные ножные браслеты с маленькими колокольчиками, которые издают нежный звон в такт шагам невесты. Стоит вспомнить еще об одной специфической детали – это многочисленные красивейшие узоры из хны (Мехенди), которые наносят на руки и ноги невесты. Процедура нанесения узорчатого рисунка может занимать несколько часов и является неотъемлемой частью свадебных приготовлений.
Фото не из нашей экспедиции, размещены для настроения). Но суть передают.